
Зависимое поведение подростков
Когда в жизни подростков возникают проблемы внутриличностного характера, которые затрагивают важные для него сферы жизни, которые он сам не может разрешить,очень часто зависимое поведение, становится реакцией на сложившуюся ситуацию.
2 причины приобщения к зависимому поведению:
1. Они приобщаются к этому в компаниях или группах сверстников, которые ведут асоциальный образ жизни.
В таких компаниях почти всегда употребление различных веществ, является нормой.
2.В семьях, где один или несколько близких с зависимостью.
Если родные считают свое зависимое поведение приемлемым, и это демонстрируют, то у подростка может сформироваться ложное представление о том, что такой образ жизни "нормален" и даже обычен.
Виды:
Химические (зависимость от конкретных веществ):
• Наркомания. Патологическая зависимость от наркотических препаратов, которая развивается в результате биологических, психологических и социальных факторов.
• Алкоголизм. Пристрастие к спиртным напиткам, которое отличается быстрым физическим привыканием и компульсивным влечением.
• Курение. Табачный дым содержит психоактивные вещества, которые вызывают слабую эйфорию и оказывают влияние на центральную нервную систему.
• Расстройство пищевого поведения. Отказ подростка от правильного питания в период быстрого физиологического развития вызывает анорексию, булимию и может носить необратимый характер.
Поведенческие (зависимость от действий):
• Игровая зависимость. Подросток регулярно играет в казино, делает ставки на скачках, спускает деньги на игровые автоматы или лотерею.
• Интернет-зависимость. Подростки проводят много времени в интернете, не ограничивая потребление информации, которая часто связана с негативом, жестокостью, насилием.
Некоторые методы профилактики:
• Организация социальной среды. Правильная социальная реклама, которая пропагандирует здоровый образ жизни, может предотвратить нежелательное поведение у детей и подростков.
• Информирование. Включает в себя лекции и беседы, просмотр и обсуждение фильмов конкретной тематики. Это могут быть деловые и психологические игры, групповые дискуссии, моделирование и анализ проблемных ситуаций и другие методы.
• Социальное обучение. Подростки могут посещать центры развития, где проводятся групповые тренинги по формированию правильных жизненных навыков — умения общаться и дружить, решать конфликтные ситуации, оказывать помощь друг другу.
• Организация здорового образа жизни. Родители с раннего детства дают ребёнку правильные психологические установки в виде здорового питания, приучения к регулярным физическим нагрузкам, соблюдению режима дня, гармонии с природой.
• Контроль социальной активности подростков и установление границ. Мониторинг того, где дети проводят время, помогает понять, скрываются ли какие-либо негативные влияния, присутствует ли риск навязывания вредных привычек.
• Поощрение позитивных стратегий преодоления. Подростков учат находить позитивные способы справиться со стрессом и управлять своими эмоциями, например, через физические упражнения или обсуждение проблем с друзьями.
Важно выстраивать доверительные отношения с подростком, чтобы не терять нить взаимопонимания и поддержки со стороны значимых взрослых. При появлении «тревожных звоночков», обращаться за помощью к специалистам для разрешения ситуации.